BOLIACHKA.RU Энциклопедия болезней Анализы Причины болей

Каковы общие половые различия и насколько они правдивы

Препубертатный период развития

В препубертатном периоде остро возникает вопрос о сути мужского и женского начала, их сходствах и половых различиях, половых ролях.

Общество убеждено в наличии четких различий между мужчиной и женщиной, и большинство людей примерно одинаково представляет себе эти различия. Убежденность такого рода, свойственная большой группе людей и основанная на примитивных представлениях и субъективных суждениях, называется стереотипом. Стереотипы могут быть вредны, поскольку являются источником неправильных суждений и выводов и неблагоприятно влияют на взаимоотношения людей.

Многие стереотипы относительно сексуальности основаны на принятых в обществе представлениях о природе мужского и женского начала, однако дать четкое и емкое определение этих двух понятий может далеко не каждый. С одной стороны, мужественность в мужчине и женственность в женщине определяют сексуальную привлекательность для представителей противоположного пола. С другой стороны, понятия «мужественность» и «женственность» применяются для обозначения степени соответствия человека принятым в данном обществе нормам внешности и поведения. Кроме того, существуют психологические характеристики мужского и женского начала, выявляемые с помощью стандартных психологических тестов.

Половые различия в обществе

Общество требует от мужчины быть мужественным, а от женщины – женственной. Если поведение отдельных индивидуумов соответствует принятому мнению и ожиданиям окружающих, в обществе сохраняется социальное равновесие и стабильность. Соответствие бытующим в обществе культурным и поведенческим нормам отражают его устойчивость и здоровье, тогда как отклонение от эталонов означает неблагополучие. Наконец, мужчины с выраженным мужским началом и женщины с развитым женским началом предсказуемы в своем поведении, образ их действий достаточно постоянен и носит взаимодополняющий характер. В настоящее время классические представления о мужском и женском начале и их обязательности и правильности для каждого члена общества несколько изменились.

В классическом варианте при изучении мужественности и женственности эти понятия рассматривали как противоположные. Считалось, что люди с сильно выраженными признаками, свойственными мужскому началу (самостоятельностью, склонностью к соперничеству, агрессивностью), не могут обладать чертами, характерными для женского начала. В результате были разработаны психологические тесты для оценки мужественности и женственности, предполагавшие однозначное разделение всех людей по строго определенному набору признаков только к той или иной группе. При выявлении существенного отклонения показателей от неких усредненных критериев испытуемых считали психически неустойчивыми и обладающими меньшими адаптивными способностями по сравнению с людьми, показатели которых соответствовали норме.

В последние 20–30 лет были получены новые данные, заставляющие изменить такой односторонний подход. Если прежде мужское и женское начала противопоставлялись друг другу, то теперь психологи признают, что в каждом человеке могут и должны сочетаться характеристики, раньше относимые только к одному из двух начал. Так, женщина, которой свойственно стремление к соперничеству, может во всех других отношениях быть очень женственной, а нежный, чувствительный мужчина – сохранять все остальные мужские качества. Это новое обстоятельство необходимо учитывать при обсуждении путей формирования половой роли и значения ее в жизни человека.

Проблема психологических половых различий между мужчинами и женщинами долгое время рассматривалась с учетом многих ошибочных убеждений и разного рода предрассудков. Первые исследователи этой проблемы пытались в первую очередь определить, какой из полов обладает высшими способностями и должен занимать главенствующее положение в обществе. В 1974г. Э. Маккоби и К. Джэклин провели исследование и доказали, что различия между людьми разного пола не так выражены, как считалось ранее, и сходство между мужчинами и женщинами преобладает.

Каковы общие половые различия и насколько они правдивы

В обществе давно существуют традиционные убеждения в том, что различия между представителями противоположных полов проявляются уже с детского возраста. Вот некоторые такие суждения.

1.Девочки более коммуникабельны, чем мальчики, легче знакомятся и поддерживают отношения.

2.У мальчиков сильнее развито чувство собственного достоинства.

3.Девочки лучше выполняют простые задания, чем мальчики.

4.Мальчики обладают более выраженными математическими способностями и пространственным мышлением.

5.Мальчикам присущ аналитический склад ума.

6.У девочек лучше развита речь и больше словарный запас.

7.Мальчики лучше настроены на достижение успеха.

8.Мальчики более агрессивны.

9.Мальчики сложнее поддаются убеждению.

10.Девочки более чувствительны к звуковым, а мальчики – к зрительным раздражителям.

В результате проведенного Э. Маккоби и К. Джэклин исследования были получены неожиданные результаты.

1.Мнение о том, что девочки более общительны, чем мальчики, никак не обосновано. В раннем детстве те, и другие одинаково часто играют в групповые игры. Ни мальчики, ни девочки не отличаются стремлением играть в одиночку. Мальчики не отдают предпочтения игре с игрушками и предметами перед игрой с другими детьми. В более старшем возрасте мальчики даже больше времени проводят в совместных играх, чем девочки.

2.Доказано, что мальчики и девочки в детском и подростковом возрасте существенно не отличаются по уровню самооценки, но чувствуют себя увереннее в разных сферах жизни. Так, девочки считают себя более опытными в сфере взаимного общения, а мальчики гордятся своей физической силой.

3.Доказано, что мальчики и девочки одинаково хорошо справляются с простыми, рутинными задачами.

4.Математические способности у мальчиков проявляются примерно в возрасте 11–12 лет, когда у них быстро развивается пространственное мышление. Это позволяет, например, точнее изобразить невидимую сторону предмета на уроках черчения. Так как различие в способностях к пространственному мышлению становится заметным не с начала жизни ребенка, а только в подростковом возрасте, оно может объясняться особенностями окружающей обстановки (мальчикам чаще предоставляется возможность совершенствовать свое пространственное мышление) либо особенностями гормонального статуса ребенка, так как обнаружено, что мужчины, на протяжении всей жизни испытывавшие тяжелую андрогенную недостаточность, характеризуются пониженной способностью к пространственному мышлению по сравнению с мужчинами нормального гормонального статуса или мужчинами, у которых андрогенная недостаточность развилась после пубертатного периода. Программирование функции мозга андрогенами в пренатальном возрасте является предрасполагающим фактором формирования половых различий в пубертатном периоде при повышении секреции мужских половых гормонов. Некоторые исследователи объясняют выявленные различия в математических способностях мальчиков и девочек тем, что родители и учителя в школе больше поощряют мальчиков к занятиям математикой, считая, что они более предрасположены к точным наукам.

5.Аналитические способности мальчиков и девочек одинаковы. При проведении тестов выявлено, что и мальчики, и девочки одинаково успешно отделяют главное от второстепенного, определяют в потоке информации основополагающие моменты.

6.Речь у девочек и мальчиков до подросткового возраста развивается примерно одинаково, но в пубертатном периоде девочки начинают опережать мальчиков. Они отличаются большей грамотностью, богатым словарным запасом, беглой, стилистически более правильной речью. Это может быть связано с тем, что родители и учителя больше поощряют девочек к занятиям гуманитарными науками, тогда как мальчиков – математическими.

7.Девочки менее агрессивны, чем мальчики, что проявляется уже в 2-летнем возрасте, когда дети начинают участвовать в групповых играх. Повышенная агрессивность мальчиков может проявляться непосредственно в физических действиях, в демонстрации готовности к борьбе или в форме словесных угроз. Обычно агрессивность направлена на других мальчиков, реже на девочек.

8.Мальчики и девочки одинаково хорошо поддаются убеждению и одинаково часто подражают поведению взрослых. Они одинаково хорошо понимают необходимость придерживаться общепринятых норм поведения. Различие заключается в том, что девочки легче приспосабливают свои взгляды к мнениям окружающих, а мальчики могут принимать ценности данной группы сверстников, имея совершенно другие собственные взгляды.

9.В младенчестве мальчики и девочки одинаково реагируют на звуковые и зрительные раздражители. Те и другие в равной степени различают речевые интонации, разные звуки, форму предметов и расстояние между ними. Это сходство сохраняется по мере взросления.

Наиболее объективным способом выявления различий между полами является изучение мозга методом электроэнцефалографии, путем оценки реакции мозга на различную стимуляцию. Применяя этот метод, Д. МакГиннесс и К. Прибрэм, выяснили, что у женщин лучше развиты чувства вкуса, осязания и слуха. У женщин выше подвижность кистей рук и пальцев, и им лучше удаются тонкие движения, они больше интересуются окружающими людьми, а в младенчестве с большим вниманием прислушиваются к различным звукам.

Пубертатный период

Пубертатный период – это возрастной период, в течение которого происходит перестройка организма, завершающаяся наступлением половой зрелости, т.е. способности к размножению. В этот период в физическом состоянии подростка происходят резкие изменения, в частности рывок роста, формирование вторичных половых признаков; у девочек появляются менструации (менархе), у мальчиков – способность к эякуляции. Кроме того, пубертатный период характеризуется важными изменениями в психике. Подростковый рывок роста происходит благодаря усилению продукции половых гормонов.

У девочек этот рывок наблюдается обычно 2 годами раньше (примерно в 12 лет), чем у мальчиков (в 14 лет). Подростковый рывок роста не всегда равномерно затрагивает все части тела. Так, например, рост стопы обычно опережает рост голени, поэтому стопа подростка кажется непропорционально большой. Корреляция между ранним рывком роста и окончательным ростом взрослого человека отсутствует (что отчасти обусловлено особенностями генетической регуляции). Нередко подростки, которые меньше всех ростом в классе, к 16–17 годам догоняют или даже перегоняют по росту своих сверстников.

Первым признаком полового созревания у девочек является развитие молочных желез, которое начинается в возрасте от 10 до 13 лет. В самом начале роста желез они имеют вид небольших возвышений («грудных почек»), но постепенно сосок и ареола увеличиваются в размерах, грудь становится более выпуклой и также увеличивается. У некоторых девочек молочные железы полностью развиваются уже к 12-летнему возрасту, хотя у других формирование молочных желез завершается к 19 годам и даже позже. Рост молочных желез контролируется количеством женских половых гормонов и наследственными факторами. Вскоре после начала роста молочных желез начинают расти волосы на лобке, сначала редкие и светлые, затем темные, жесткие и волнистые. К этому времени начинают развиваться также внутренние половые органы: влагалище удлиняется, матка увеличивается в размерах. К моменту завершения формирования молочных желез и после максимального рывка роста у девочек начинаются менструации.

Интересно, что еще в XIXв. первые менструации появлялись обычно в возрасте 16 лет или старше. С тех пор возраст менархе непрерывно уменьшался, что связывают с ролью социально-экономических, климатических и наследственных факторов, размера семьи, характера питания и бытовых условий. В последние годы тенденция к снижению возраста менархе постепенно уменьшается.